Метод Марии Монтессори — это одна из наиболее значимых педагогических систем 20-го века, которая разработана для воспитания и обучения детей, но также успешно применяется в работе с пожилыми людьми для решения проблем с памятью и сознанием.
Благодаря применению методики Монтессори, удалось добиться сокращения приема успокоительных препаратов на 60%. Исследователи отмечают, что это произошло из-за того, что во время занятий по данной методике у пожилых людей развивалась мелкая моторика, повышался уровень концентрации, снижался уровень стресса, восстанавливались утраченные навыки, а главное — повышалась самооценка.
В силу того, что деменция способствует утрате многих умений у пожилых людей, они во многом становятся похожи на детей. Поэтому методика, которая разрабатывалась для работы с детьми, отлично работает и применяется к пожилым людям.
Основополагающим моментом методики Монтессори является поступательное развитие. При разработке занятий учитываются все индивидуальные особенности человека: его интересы и хобби, степень потери навыков, а также уровень развития деменции. Основной принцип заданий — они должны быть немного труднее того, что пожилой человек может выполнить. Такой принцип необходим для того, чтобы разработка навыков была эффективнее за счет выхода из зоны комфорта. Выход во внешний мир из внутреннего происходит за счет того, что при выполнении заданий присутствуют тактильные ощущения, которые формируют положительную эмоциональную среду. В результате человек с деменцией легче выстраивает социальные контакты и взаимодействует с окружающим миром.
Так как деменция характеризуется проблемами с памятью, то упражнения вовлекают различные виды памяти в процесс:
В ходе работы человеку напоминают о различных забытых действиях, чтобы бороться с деменцией и вернуть память. Простой пример: все когда-то знали, как правильно пользоваться вилкой и ножом, но болезнь поставила человека в такое положение, что он не помнит об этом. Чтобы вернуть процедурную память, необходимо постоянно повторять забытое действие и тренироваться в запоминании.
А для того, чтобы вернуть к жизни эксплицитную память, довольно часто прибегают к простому методу: делают специальные таблички с надписями на предметах, которыми пользуется человек. Другими словами, рядом с телевизором можно написать табличку: “Рядом лежит пульт, нажми на красную кнопку, чтобы посмотреть телевизор”. Такой способ значительно облегчает рутину и не составляет труда в исполнении.
Очень большую роль в занятиях может сыграть применение материалов, способных вызвать сильные сенсорные ощущения: пазлы, крупы, антистрессы, ткани или даже песок.
Сначала все упражнения могут выглядеть очень легкими. И скорее всего, у человека, который будем помогать, практически сразу появится желание поскорее сделать все самому, но делать этого нельзя. Если каждый день пожилой человек будет делать элементарные упражнения, повторять определенные ритуалы, то он не просто будет тренировать память, но и вновь почувствует себя самостоятельным и нужным.